Рогожская слобода

Издавна, по меньшей мере в конце XVI в., местность, окружающая Храм, именовалась Рогожкой или Рогожской Ямской слободой. Она воз­никла близ деревни Андрониха (по названию монастыря) на левом бере­гу Яузы, когда там стали селиться ямщики, занимавшиеся «ямской гонь­бой» (доставкой государевой почты) и перевозками товаров из Москвы в село Старый Рогожский Ям (Рогожа, город Богородск — с 1781 г.), в советское время — город Ногинск Московской области.

К XIX в. территория слободы простиралась на землях между нынеш­ней ул. Сергия Радонежского, Рогожской и Абельмановской (Покров­ской) Заставой.

Ямщицкая (Ямская или Гонная) Рогожская слобода располагалась вдоль Владимирского тракта (Владимирской дороги, или Владимир­ки) — современного шоссе Энтузиастов.

Давшее название слободе село Рогожа, или Рогожи, на Клязьме, из­вестное с 1389 г., в свою очередь, получило название от одноименной речки Рогожа и происходит от слова «рогожа» (хозяйственная ткань, изготавливаемая из волокон рогозы — болотного растения (тростника, камыша, этимология — от слова «рогъ»), произраставшего в местной реке). Эта ткань использовалась для изготовления веревок, ковриков, курток, поясов, рогозины (циновки или подстилки). В 1506 г. там воз­никает почтовая станция Старый Рогожский Ям (Рогожская Ямская), первая на дороге Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань.

Рогожская — далеко не единственная Ямская слобода в Москве. Тако­выми были, например, из сохранивших свое название доныне, Тверская Ямская слобода, Дорогомиловская Ямская слобода. Обычно такие сло­боды тянулись вдоль магистралей на выезде из города от тогдашней гра­ницы города — вначале Белого, затем Земляного города (соответственно нынешнего Бульварного и Садового кольца) до Камер-Коллежского вала.

Итак, основным и исконным занятием и должностью жителей Ям­ской (Гонной) слободы была гоньба — доставка лошадей для почтовых перевозок и собственно перевозки по дороге, ведущей во Владимир.

На этом стоит остановиться для более детального рассмотрения во­проса этимологии и истории названия местности.

Ямская (Гонная) означает «населенная ямщиками» (перевозчика­ми почты) — это производное слово от русифицированного «яма» — дорожная, в т. ч. и почтовая, станция. «Ямъ» — это почтовый двор, станция, слово тюркского (татарского) происхождения, среди прочего означавшее почтовую лошадь, станцию, а также селения, жители ко­торого, ямщики, занимаются перевозом (гоньбой). Устроение системы дорог со станциями было, пожалуй, единственным позитивным по­следствием татаро-монгольского ига в нашей традиционно бездорож­ной стране.

Слободой (т. е. свободным поселением с местным выборным са­моуправлением) в XII—XVI вв. именовались села, жители которых освобождались от государственных повинностей, например воинской. В таких слободах проживало население, из поколения в поколение про­фессионально занимавшееся одним и тем же видом деятельности, — своего рода артели, обеспеченные постоянным госзаказом. Топонимика Москвы хранит такие названия, как Кузнецы, Гончары, Толмачи (пере­водчики), Звонари, Печатники и пр.

Как государственная дорожная служба (государевы ямщики) была учреждена при Иване Грозном и находилась в ведении Ямского приказа (приблизительного эквивалента министерства связи и путей сообщения одновременно). Поскольку дороги являлись государственной собствен­ностью, то и ямщики рассматривались в качестве госслужащих (подоб­но стрельцам и т. п.). Они проживали всю жизнь в своих слободах с семьями и по наследству получали надел земли, при этом освобождаясь от налогов, сборов, податей и повинностей.

В слободе также торговали рогожами и огромными возами сена, от­чего ее главная площадь называлась в старину Рогожской-Сенной (в со­ветское время — площадь Ильича, ныне — Рогожская Застава).

С течением времени, однако, первоначальное значение слова утрати­лось, и оно стало означать просто большое село с церковью (например, Красная, Новая Слобода).

К тому же ямские слободы как земли, непосредственно прилегав­шие к городу, из сельских были переведены на городское положение в 1742 г., когда Москве отвели новую таможенную границу — очерчен­ный Камер-коллегией вал.