Болезни глаз у человека. Известные болезни глаз лечение. Болезни глаз симптомы. Лечение простуды в домашних условиях. Самое быстрое лечение простуды. Простуда лечение лекарства. Хороший стоматолог отзывы. Самый добрый стоматолог отзывы. Ассоциация стоматологов отзывы. Занятия йогой дома. Быстрая йога для начинающих дома. Как правильно заниматься йогой дома. Обертывание в домашних условиях. Быстрое обертывание живота в домашних условиях. Обертывание в домашних условиях рецепты. Наборы спортивного питания. Вкусная спортивное питание для набора массы. Спортивное питание оптом. Как избавиться от перхоти. Хороший шампунь от перхоти отзывы. Как избавиться от перхоти навсегда. Зеленый чай для похудения. Главные свойства зеленого чая. Можно ли пить зеленый чай.

XIX в.

Во время наполеоновского нашествия 3—4 сентября 1812 г. захват­чики разграбили храм, а 5 сентября он уже был объят пожаром и сгорел. Часть утвари удалось зарыть в землю и спасти.

Выгорела также практически и вся Николоямская улица. Затем она вновь застроилась каменными двухэтажными домами; некоторые из них сохранились до наших дней. В середине XIX в. на Николоямской улице насчитывалось 60 домовладений, 37 из которых принадлежало купцам и 14 церквам. За исключением высокого доходного дома в начале Нико­лоямской улицы, построенного в 1913—14 гг. по проекту архитектора А. Н. Маркова, почти весь ряд домов на правой стороне улицы старше ста пятидесяти, а некоторые — и более двухсот лет. Все они были по­строены для не очень богатых владельцев — купцов и мещан. Из зданий и сооружений, ныне находящихся на Николоямской улице, к памятни­кам культурного наследия относятся по нечетной стороне:

№ 11 — городская усадьба XVIII в.;

№ 13 — городская усадьба Шапошниковых — доходное владение Трапезниковых, нач. XIX в. — 1917 г.;

№ 19 — доходное владение Тюляевых, нач. XIX в. — XX в.;

№ 21/7 стр. 3 — жилой дом, 1900 г.;

№ 49 — усадьба Залогиной;

№ 51 — усадьба XVIII в., флигели 1850-х гг.;

№ 53 — два дома, XIX в.

По четной стороне:

№ 4 — жилой дом XIX в.;

№ 6 — Яузская больница, флигели бывшей усадьбы И. Р. Баташева;

№ 8 — двухэтажный дом XIX в., посольство Маврикия;

№ 10 — церковь Симеона Столпника за Яузой;

№ 12, 14, 18,22,26,28 — двухэтажные дома XIX в.;

№ 16 — на этом месте до 1976 г. стояла городская усадьба 1803— 1817 гг. постройки;

№ 36 — жилой дом XIX в. в руинах;

№ 42 — музыкальная школа имени Н. А. Алексеева. Построена в 1880-е гг. для 3-го Рогожского городского училища архитектором Д. Н. Чичаговым на участке, владельцем которого был московский го­родской голова Н. А. Алексеев;

№ 46 — в 1822 г. дом принадлежал купеческой жене Федосье Соло-довниковой; в начале XX в. был перестроен № 48 — городская усадьба; здесь находятся два дома: правый (с деревянным вторым этажом) по­строен в 1831 г., а левый (пышно декорированный) — в 1890 г.;

№ 52 — жилой дом XVIII в.;

№ 54 — Рогожская полицейская часть (до 1819-го — городская усадьба). В основе здания — руины XVIII в. На их основе в 1990-е гг. была восстановлена копия исторической каланчи;

№ 60/29 — храм свт. Алексия (название улицы Алексеевская, конеч­но, от него, а не от Алексеева, по совпадению жившего неподалеку).

Xram Aleksiya

Храм Свт. Алексия.

№ 62 — небольшой дом, во дворе которого с давних времен нахо­дились пекарня и магазин знаменитого булочника Д. И. Филиппова. В основе своей дом — старый: вероятно, он был построен ямщиком А. Е. Мягковым в 1798 г. С тех пор здание многократно перестраива­лось; в 1914 г. архитектор С. А. Чернавский осуществил самую крупную перестройку: он надстроил над домом третий этаж и изменил фасад.

В нескольких десятках метров от нашего Храма, на Б. Алексеевской улице, ведущей на Таганку, стоит дом купцов Алексеевых, в котором родился К. С. Станиславский, происходивший из этой очень извест­ной и богатой семьи. Угловой дом № 1 на улице Сергия Радонежского, полностью «реконструированный» в наши дни, был построен Матвеем Казаковым. Дом на Николоямской улице, с музыкальной школой № 30, построен на личные средства знаменитого московского городского го­ловы Н. Алексеева. Палаты Федора Птицына на той же улице, всего в нескольких метрах от нашего Храма, — работы архитектора Д. Ухтом­ского, построившего колокольню в Троице-Сергиевой лавре.

После наполеоновского разорения Храм густо-голубого цвета с глав­ным престолом Св. Троицы возводится в 1818 г. на средства Г. П. Смо-лянского — статского советника, потратившего на строительство прак­тически все свое состояние.

От этих времен в архиве сохранился любопытный документ — пере­писка прихожан и священника Ивановского сорока, церкви Преподоб­ного Сергия Чудотворца, что в Рогожской Ямской слободе, Григория Пе­трова и старосты, ямщика Василия Ивановича Ерохова с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом, датированная маем 1827 г. и связанная с просьбой разрешить финансовую путаницу, возникшую из-за займа, взятого бывшим старостой, упомянутым статским советником Гавриилом Петровичем Смолянским на строение, по благословению архиеп. Августина, храма, 18 июня 1823 г. у княгини Елецкой в размере 15 тыс. рублей, из которых 5 тыс. было погашено.

Священник и староста просили митрополита выдать антиминс и не почитать препятствием к освящению храма иск долга Елецкой, кото­рый обязались уплатить по накоплении с процентами. Эта переписка включает и опись, засвидетельствованную благочинным николоям-ским прот. Петром Петровичем Платоновым, внутреннего убранства уготовляемой к освящению новосозданного Троицкого придела церкви Прп. Сергия в Рогожской.

Из описи известно, что, среди прочего, в новоустроенном главном храме (летней, холодной церкви Живоначальной Троицы) находились до-счатые царские двери, в коих вставлены иконы Благовещения на двух досках и четырех Евангелистов на четырех досках. Иконостас содер­жал иконы.

На правой стороне — Спасителя, Живоначальной Троицы, Неруко­творного Образа Спасителя, Прп. Сергия Радонежского Чудотворца, Печерской Божией Матери, Алексия Человека Божия.

На левой стороне — Смоленской Божией Матери, Похвалы Божи­ей Матери, Успения Божией Матери, Всех Святых, Св. Николая Чудо­творца, Богоявления Господня, Софии Премудрости Божией.

На северной двери —Арх. Михаила, на южной двери — Арх. Гавриила.

Над местными иконами в пяти ярусах находилось 26 икон Господских и Богородичных праздников, 27 апостольских, 21 пророческих, 9 препо­добных, 11 праотец, а над оными ярусами —распятия Иисуса Христа с предстоящими.

Вне иконостаса на правой стороне на столбе три киоты, на них иконы Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Спасителя Нерукотворного Образа, Константина и Елены. На левой стороне три же киота, в них иконы Илии Пророка, Распятия, Скорбящих Радости, Страстыя Богоматери, Московских чудотворцев. В алтаре на Горнем месте раз­мещалась икона Божией Матери «О Тебе радуется». В иконостасе на правой стороне в алтарях в киоте икона Сергия Чудотворца, на ле­вой — в киоте Св. Николая. Перед дубовым жертвенником, покрытым малиновым бархатом с золотым гасом, находилась икона коронования Божией Матери с мелкими многими иконами в иконостасе. Завеса к царским вратам — малинового штофу с бахромой, кистями шелковы­ми и подзором.

Опись особо отмечала, что все вышеозначенные иконы древнего пи­сания, некоторые из них пребывали в церкви до обновления.

Свой окончательный вид основной объем Храма получил после ре­конструкции 1834—38 гг., проведенной архитектором Ф. М. Шестако-вым, по проекту которого, в частности, возведено существующее по­ныне торжественное пятиглавие, появившееся на здании после пожара, случившегося в 1835 г. Также пожар имел место и в 1837 г.

Факт этой реконструкции подтверждается, в частности, красной кирпичной кладкой в подвале летнего (главного) храма с клеймами из­вестного в начале XIX в. производителя Балашева (небезынтересно от­метить, что там встречаются и кирпичи, произведенные в Швеции).

Современная трехъярусная колокольня была построена в 1864 году взамен прежней шатровой

2013-02-08 132443

На рисунке 1840-х гг. видна старая шатровая колокольня, в 1864 г. ее заменили на новую трехъярусную

В 1876 г. была выполнена роспись стен московским изографом А. С. Рогожкиным, а самые поздние росписи относятся к началу XX в. В 1900 г. интерьеры храма были отделаны архитектором И. Т. Барюти-ным.

По богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины XVII в., Храм прп. Сергия мог соперни­чать с соборами Московского Кремля. Этому интересному факту есть два объяснения. Во-первых, в приходе Храма было много купцов, со­вершавших богатые пожертвования на его содержание. Также Храму оказывали поддержку московские власти. Они были заинтересованы в приближении старообрядцев к Православной Церкви и поэтому следи­ли за тем, чтобы храмы, расположенные рядом с большими старообряд­ческими общинами, были богато украшены.

2013-02-08 133049

Горевшая и отстраивавшаяся Рогожская слобода, протянувшаяся вдоль Большой Алексеевской улицы, на пути в крупные торговые горо­да Поволжья, к XIX в. становится центром хлебной торговли. Купече­ство, скопившее миллионные капиталы, держало под контролем хлеб­ную торговлю с Поволжьем.

От воли Рогожи к началу XIX в. зависели цены на хлеб не только в России — экспортере зерна, но и в Англии, тогдашней ведущей мировой державе. На организации хлебной торговли обитатели слободы нажили значительные капиталы.

Помимо хлебной торговли, другим основным источников богатства рогожского купечества была чайная торговля.

Рогожская слобода побивала все рекорды московского чаепития по количеству выпиваемого чая. Она потребляла 30 фунтов в месяц по сравнению, например, с богатым Пречистенским районом, где за то же время выпивали всего 7 фунтов. Впрочем, остались интереснейшие воспоминания одного рогожского старожила, описавшего знаменитые в старое время «рогожские плантации» чая, или попросту распространен­ное здесь местное мошенничество, до того прибыльное, что около него кормилось множество народа. Называлось это «делать китайский чай»: спитой чай вытряхивали из чайников и хорошо просушивали в жаркое время года прямо на крышах домов, сараев, погребов. Таких «чаеделов» называли «китайцами». Часто спитой чай «рогожские китайцы» полу­чали прямо из трактиров, собирали его в корзины и после просушки куда-то реализовывали.

В ноябре 1861 г. в Рогожской слободе в семье православного куп­ца родился русский живописец Константин Коровин, внук валдайско­го ямщика, переселившегося в Москву на Рогожку. Будущий художник был крещен в Сергиевской церкви, а воспреемником позвали обыкно­венного ямщика Рогожской слободы Александра Ершова. Нередко дом Коровиных посещал их дальний родственник, сын калужского купца И. М. Прянишников, также известный русский художник.

Конец рогожским ямщикам и их дальним странствиям пришел в 1862 г., когда строилась железная дорога в Нижний Новгород, и пер­вейшая потребность в них отпала. Многие из них тогда разорились. По­стройка железной дороги взорвала жизнь старой Рогожки. Сотни людей ушли прокладывать рельсы, остальные бросились приспосабливать до­ма для сдачи квартир внаем, строить трактиры, торговые лавки, новые здания. Многие коренные рогожцы оделись в «немецкое» платье вместо обычной поддевки и пошли на службу на железную дорогу. Купеческие девицы сделались барышнями, сменили скромные платочки на шляпки с перьями, вместо обычной музыки на гребенке стали слушать игру на фортепиано, появившихся тогда в Рогожке.

К тому же в результате сильного летнего пожара 1862 г., длившегося трое суток, выгорели Воронья улица, Тележная, 2-я и 3-я Рогожские. Полностью оправиться Рогожская слобода уже не сумела.

В 1896 г. железнодорожную станцию у заставы упразднили, подведя линию к Курскому вокзалу. Железная дорога сначала пошла до Павлов­ского Посада (Выхны, как его тогда называли), потом подвинулась до Вла­димира, там до Коврова и, наконец, достигла Нижнего Новгорода. Таким образом, ямщичество отмерло окончательно, и Владимирка опустела.

Что же до состояния Храма, из архивных данных известно о земель­ных владениях церкви Сергия Преподобного (Святой Троицы) Иванов­ского сорока 3-го отделения по Вороньей улице, Крутоярскому переул­ку, Николоямской улице: Храм как сдавал в аренду земли (например, в 1817 г. московской мещанке И. Гавриловой), так и получал земли по завещанию (например, дом и землю от ямщика С. М. Люткина в 1903 г.). Согласно указателю к плану города Москвы, напечатанному Московской распорядительной думой в 1868 г. в интересующем нас районе, Рогож­ской части, 2-й участок, строительный квартал С. 207 ХIII, по планам 1849—54 гг. и по окладным книгам 1867 г. числились пронумерованные под соответствующими «крепостными нумерами» владений следующие приходские землевладения (в скобках указывается количество земель по планам 1849—54 гг. в квадратных саженях (1 сажень = 2,134 м = 1/500 версты), а именно:

7/149 158, 159 Поспелова священника ц. Сергия Радонежского в Ро­гожской (375);

8/150 162 Невского диакона (195);

9/156 165 пономаря (125);

10/156 166 Соколовской, моск. мещанки, на земле пономаря (330);

11/154 169 Петропавловской, просвирни, и Николаевой, крестьянки (190);

12/151 160 ц. Сергия в Рогожской (1310);

161 лавка церкви;

168 богаделенбогадельня

Клировая ведомость 1916 г., описывая состояние и имущество Хра­ма, среди прочего сообщает, что в штате Храма находилось два свя­щенника, три диакона, три псаломщика и три просфорницы. За 1916 г. было получено кружечных доходов 6114 руб. 23 коп., процентов с ка­питала, содержавшегося в государственных ценных бумагах (на сумму 63 487 руб.), — 2564 р. 20 коп. Половина валовой арендной суммы с церковных домов и лавок в 1916 г. составила 2228 р. Из этих доходов с капитала 707 р. 50 коп. просфорницы получали в качестве процентов 15 р. в год. Конечно, цифры эти на то время уже имели скорее лишь психологическое значение — военный, предреволюционный рубль стреми­тельно девальвировался (в отличие от довоенного, содержащего 0,77 г золота (к сравнению: стоимость грамма золота на момент написания книги — 1700—1800 рублей РФ)).

Также ведомость сообщает, что «земля при церкви состоит усадеб­ной вместе с погостом церковным 2744 кв. саж. и находится близ церкви в бесспорном ее владении. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле отчасти приобретены от прежних вла­дельцев, отчасти выстроены вновь на церковные средства и составляют собственность церкви. Другие здания, принадлежащие церкви: зал для собеседования со старообрядцами каменный, крытый железом, постро­ен в 1899 году. Пять каменных, крытых железом лавок, все сдаются в аренду…».

Неподалеку от Рогожской слободы, до сих пор располагается старообрядческий Рогожский поселок. С целью воз­вращения раскольников в лоно церкви храмы вокруг него обставлялись древними образами и утварью со строжайшим исполнением канонических требований. В Храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве, для которого были изготовлены специальные ноты. Также в Храме проходили диспуты со старообрядцами. Для этого было решено устроить отдельное здание рядом. Так, «Московские церковные ведомости» (№ 45 за 1899 г.) писали:

2 ноября 1899 г. с большою торжественностью состоялось освяще­ние аудитории для собеседования со старообрядцами, духовных концер­тов и религиозно-нравственных чтений, сооруженной при Сергиевской, что в Рогожской, церкви.

Накануне Литургию в Храме совершал митр. Московский Владимир (ныне прославленный в сонме Новомучеников и Исповедников Россий­ских. — Авт.).

Здание аудитории выстроено около самого Храма, в церковной огра­де. Аудитория имеет в длину 34 аршина, в ширину 20 аршин и в высоту 11 аршин. Здание выстроено в два света и отличается обширностью — вместимость его 1000 человек, в аудитории имеются небольшие хоры, установлен в иконостасе большой образ Св. Николая, именуемого Мо­жайским. С наружной стороны на здании помещен образ Прп. Сергия. Постройка обошлась в более чем 40 тыс. рублей. В аудитории через две недели начнутся собеседования со старообрядцами.

Но уже через несколько десятилетий в храмовых помещениях на­чались совсем иные собеседования. Одно время в здании размещалось общежитие, сейчас на этом месте пустырь.