Февраль 2014

Собор Новомучеников и Исповедников  Церкви Русской        

          
9 февраля, в воскресенье после 25 января (7 февраля нового стиля) Св. Церковь празднует память Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших от богоборческой советской власти, «в годину гонений за веру Христову». Это были совершенно разные люди — иерархи, иереи, среди которых — настоятель нашего храма в 30-е годы сщмч. Петр Никотин, расстрелянный на полигоне Бутово под Москвой. Это и монахи, и работники храмов, и простые прихожане, люди, веровавшие во Христа и подтвердившие свою веру жертвой «во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия» (Тропарь новомучеников).

2013-02-10 192057


Всех их объединяет одно — они пострадали за исповедание Христа. В чекистских застенках, в нечеловеческих условиях тюрем, концлагерей, зверских пыток и казней они сохранили верность Ему до конца. Теперь же они предстоят Его Престолу, а мы молитвенно просим их ходатайства о нас пред Господом. Святые 20-го века, практически наши современники, смогли устоять перед мучениями палачей только в силу непоколебимой и стойкой веры в укреплявшего их Христа, за которую претерпели все, приняли мученичество и прославились в сонме Святых. Эта жертва нужна была, разумеется, не Христу, а как свидетельство и пример современникам и потомкам, потерявшим веру в Спасителя, отрекшимся и гнавшим Его, и маловерам, боявшимся исповедовать Его открыто. Помимо Мучеников, положивших жизнь за Христа, мы вспоминаем и Исповедников — тех, кому, невзирая на все страдания, удалось выжить в том кошмаре и продолжать свидетельствовать о Христе, благодаря Его помощи и спасительной поддержки.
Это урок и назидание всем нам и напоминание, что спасение приходит к человеку, в каких бы ужасных условиях он не находился, только через Христа и со Христом. Это актуально всегда, но сейчас как никогда. Да, ныне прямо не преследуют за проповедь Христианства, принадлежность к нему, но надо быть совершенно слепым, чтобы не видеть той повсеместной, всемирной ожесточённой волны нападок, издевательств, насмешек над верой и верующими, стеснений и гонений на них, прикрытых различными политическими, национальными, культурными и т. п. предлогами.
Это и предупреждение нам, чтобы мы не забывали о пережитом нашей страной и народом, помнили и молили Господа, чтобы этого не повторилось снова. Опять же, это особенно важно в нынешние времена, когда находится немало людей (согласно государственным СМИ — аж до 80 процентов, готовых вновь променять первородство свободы на чечевичную похлебку рабства, переименовывать города и восстанавливать истуканы в честь диктаторов и их сатрапов), пытающихся обелить изуверский, преступный режим красной тирании и геноцида, мечтающих о возвращении «сильной руки» и несменяемой, не подотчетной народу тоталитарной власти, будь она левого или правого политического происхождения или же симбиозом обоих. В любом случае, несомненному злу может противостоять только Добро, Свобода и Любовь, которые и есть Христос, пребывающий и открытый человеку в Его Церкви, а наши новые мученики — светильники этой Церкви... В этот день среди сонма новопрославленных мучеников и исповедников мы вспоминали, помимо сщмч. Петра Никотина (1889-1937) — настоятеля нашего храма перед самым его закрытием, мирян мч. Виктора Фролова (1913-1937), в 30-е гг. чтеца храма, мч. Иоанна Малышева (1891-1937), активного прихожанина, работавшего электриком в храме. Все они, как и множество других людей, по обвинению в антисоветской пропаганде были расстреляны в 1938 г., хотя их подлинным «преступлением» была проповедь Христа, активное, деятельное членство в Его Церкви.
Наш храм был переполнен молящимися на торжественной службе, завершившейся панихидой по всем усопшим, пострадавшим за семь с лишним десятилетий гонений миллионах людей.
Святые Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас!

 

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

15 февраля Церковь отмечает праздник Сретения Господня. Праздник этот отмечается на сороковой день после Рождества, когда, по исполнении дней предписанного иудейским законом очищения, Пресв. Богородица вместе с Иосифом Обручником пришла из Вифлеема в Иерусалимский храм, принеся сорокадневного Богомладенца. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев на сороковой день после рождения.
Сретение символизирует встречу человечества в лице старца Симеона Богоприимца с Божеством. Много лет назад ангел Господень сообщил Симеону, что он не умрёт, пока не увидит Богородицу и родившегося Христа. И вот, по внушению Св. Духа он пришёл в храм. Когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).
Эти слова праведного Симеона стали молитвой «Ныне отпущаеши», столь привычной на Всенощном Бдении.  «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35). Слова эти легли в основу иконографии образа Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Праздник Сретения появился в богослужебном календаре в IV веке и  первоначально знаменовал собой завершение 40-дневного цикла после  Рождества и Богоявления, отмечавшихся в один день, 6 января по юлианскому стилю.
 
ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

 

22 февраля, за день до мясопустной недели (масленой) Церковь отметила Вселенскую родительскую субботу, когда поминаются все от века преставившиеся Православные Христианы, отцы и братия наши. Вдуматься только, сколько же их — тысячи, миллионы, в любом случае, число превышающее число живущих сейчас на земле Православных Христиан, в особенности, если считать Церковь еще не разделенную и Ветхозаветную, от самой первой пары прародителей. Но это не есть день вселенской скорби и уныния. Лишь атеист или агностик полагает, что с физической смертью тела заканчивается всякое бытие человека. Такая жизнь бессмыссленна и уныла, в нее лучше вовсе не рождаться. Для Христианина же успение есть, напротив, рождение для новой, вечной жизни вместе с Богом, Его невещественными служителями, долгожданная встреча с некогда почившими родственниками, предвосхищение воскресения в качественно иной, новой плоти.

Pic 1


Поминовения, молитвы о упокоении, будь они вселенскими или частными, чрезвычайно важны для наших почивших сродников — ведь сами они себе помочь и помолиться за себя уже не могут, им остается надеяться на молитвы Церкви и бесконечную, всепрощающую милость Божию. Господь дает время душе для исправления, хотя душа и не весь человек. Без тела сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Ап. Иаков заповедует: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).
А в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, поскольку в ней сосредоточен источник всех болезней – грех. Поэтому и действенна молитва Церкви об усопших, это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.
Почившие наши сродники, как говорилось выше, еще не совсем люди, поскольку человек трихотомичен, являя собой совокупность живого духа, души и тела. Усопшие мертвы телом, хотя и живы душой, и у них есть время на покаяние. Мы можем им помочь усердной молитвой, щедрой и, самое главное, искренней, непоказушной безвозмездной милостыней. Всё это может совершить чудо прощения грехов и спасение души как живого, так и усопшего, умилосердив, изменив полагающийся по справедливости гнев на Божественную милость. Потому-то столь очевидна для нас неправда оставляющих своих усопших без молитвы протестантов с их предопределенным детерминизмом. Да, Господь все знает наперед, но вместе с тем и дает человеку свободу выбора — как это происходит, очевидно, недоступно нашему ограниченному разуму, пытающемуся все втиснуть в привычные и понятные нам повседневные рамки. Поминовение усопших имеет и большое дидактическое значение — через каких-то несколько десятков лет или просто лет нам самим тоже очень понадобятся молитвы об упокоении наших душ.
С исторической, а также богословской точки зрения, доказывающей исконную убежденность древних людей в бессмертии души, важно отметить, что как в индоевропейских традициях, так и в иудейской, субботний день был посвящен усопшим. Кроме того, в ветхозаветной религии шабад — день покоя, по своему значению наиболее подходящий для молитвы об упокоении умерших со святыми. Родительской же суббота именуется потому, что прежде всех каждый поминает самых близких— родителей, а также от наименования усопших «родителями», как отошедших к отцам.  
Поминовение всех усопшим перед воспоминанием второго пришествия Христова коренится в первых веках Христианства. В этот день, как бы предшествующий Страшному суду, Церковь молится обо всех, в том числе об умерших внезапно и оставшихся без погребения. Сколько их, жертв кораблекрушений, авиакатастроф, убитых, репрессированных, зарытых в неизвестных траншеях, оврагах и ямах! О каком уж тут отпевании могла идти речь...
Древнее происхождение всеобщего поминания усопших подтверждается уставом Св. Церкви, изложенным в V веке прп. Саввою Освященным на основании древнейшего предания и обыкновением древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века. В синаксаре на этот день написано «Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении Апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, — когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, — не лишился молитв Церкви».
К тому же, приближая Своих чад к духовным подвигам Св. Четыредесятницы, когда Христианам «должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова — и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… — внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, — предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния».
Служба в нашем Храме была исполнена умиротворения, тихого умиления и торжественности.
Среди прочих поминались жертвы терактов и павшие в братоубийственной междоусобице на Украине, в связи с которой по благословению Святейшего Патриарха было распространено по всем храмам предписание добавлять особые прошения на сугубой ектении.
В заупокойной ектении в субботу мясопустную традиционно  возглашается: «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». Также на службе в мясопустную субботу читаются стихиры на «Господи, воззвах»: (приводим их русский перевод, т.к. церковнославянский текст можно найти в богослужебных книгах) «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судии всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать справа от Него, на стороне угодивших Ему, получили участие со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном».
«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь вечную, — упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех — царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».
«Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, — всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».
«Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота — безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся».
Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».
«Умершим внезапно от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (ближнего), и лягания (лежания во сне), Господи славы, верою усопшим ослаби во веки»
«Умершия Божиим прещением (наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).

 

МАСЛЕНИЦА

 

В Неделю мясопустную (о Страшном Суде), в этом году пришедшуюся на 23 февраля, совершается заговение на мясо и начинается сплошная седмица сырная или масленая, в народе известная как Масленица.
Нет надобности напоминать о языческих корнях этого недельного празднества, предшествующего Великому Посту, карнавала по-латински. В эту неделю, когда уже не положено вкушать мяса, Церковь, никогда не сводившая ограничения в пище и посты к диетическим упражнениям, но к работе духа, призывает к  примирению с ближними, прощению обид, подготовке к Великому посту, благотворительности. И конечно же, необузданные «широкие» гулянья с пожиранием блинов, кулачные бои и прочие дикости, все эти “тещины посиделки”, давно забытые и искусственно вбрасываемые в общественное сознание как некий атрибут исконной русскости, а тем более некоего «народно-христианского» этнического самоидентитета, имеющего, стало быть, какое-то отношение к Церкви, (всегда боровшейся с народными суевериями), не могут не вызывать удивления, по меньшей мере.
В отличие от этих натужных проявлений народности, Церковные службы этой недели полны тихой трогательности и сосредоточения. Так, со среды, когда Литургия не совершается, начиная с вечерни, службы совершаются уже подобно великопостным. После упоминавшейся выше молитвы "Ныне отпущаеши" исполняются постовые тропари и совершаются поклоны, читается молитва прп. Ефрема Сирина.
Февраль издавна был, мягко говоря, не самым любимым месяцем года. И мы, поныне следуя календарной традиции древних римлян, как бы старавшихся поскорее закончить с зимним месяцем, насчитываем в нем не 31 или 30, а 28 или 29 дней. Хотя, конечно же, эта уловка не работает, особенно в наших широтах, где зимние дни, несмотря на обнадеживающие оттепели, продлятся даже не до равноденствия, а как минимум, начала-середины апреля. Вместе с ними последует Неделя сыропустная, Прощеное воскресенье, спасительные дни Великого поста и радостное ожидание главного праздника года. Но об этом мы расскажем уже в следующих выпусках нашей газеты.
И все же есть одна тема, не упомянуть которую мы не можем. Выше мы уже говорили о паитриаршем обращении и особенностях богослужения в связи с событиями на дорогой нам Украине. Казалось бы, какое дело некоего церковного издания до политических событий. Но, осмелимся заявить, события эти имеют не только политический, но и духовный аспект. Дело здесь вовсе не в имперских амбициях, а в тех сокрушенных переживаниях, с которыми любая душа христианская в эти дни наблюдает за эскалацией искусственно раздутого конфликта, когда многие   и многие люди, связанные этническими, культурными, религиозными узами, проживающие по обе стороны  противоестественного кордона, в ожесточении пытаются отмерять, отрезать части некогда единой и великой нации, именовавшейся Русью, или же, что самое страшное, призывают к силовому решению вопроса. Помилуй нас, Господи!

 

СОЦИАЛЬНОЕ ЦЕРКОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ

 

20 февраля в Марфо-Мариинской обители состоялась встреча церковных социальных служителей с властями, ответственными за социальную защиту населения. Вопросы и ответы охватывали самые разные сферы — от льготных путевок на курорты, ИНН, сдачи квартиры или дачи в аренду  до бесплатных захоронений инвалидов. Когда последняя тема стала непропорционально превалирующей, я решил немного, что называется,  разбавить атмосферу и спросил — а правда ли, что с 2015 года внутренние паспорта (что, конечно, является анахронизмом, не существующим ни в одной стране мира, кроме нашей) будут заменены на пластиковые карточки с чипами, представительница управы Якиманка категорически ответила, что нет. По ее словам, речь идет о том, что в течении двух лет строго добровольно не вместо паспорта, а наряду с ним, будут внедряться т.н. УЭК — универсальные электронные карточки, ориентированные в основном на те категории граждан, которые сейчас пользуются социальной картой москвича. В отличие от последней, вместо магнитной полосы там будет иметься чип, комбинирующий паспортные данные и данные о льготах, сейчас занесенные в социальную карту. Так что ни о каком вживлении импланта-чипа с начертанием числа зверя на чело и десницу пока (!) речи не идет. Тем не менее, поинтересовался я, это же широкий простор для мошенничества — вам могут записать на чип не ваши данные или ваши данные с преднамеренными искажениями. По словам чиновницы, гражданин сможет подойти в социальное учреждение и при помощи считывающего устройства прочитать все, что там про него написано. Но ведь это же предоставление личных данных огромному кругу людей, тем же социальным сотрудникам, которые смогут делать с ними все, что угодною А разве сейчас нельзя манипулировать паспортными, банковскими данными, базами данных — это неизбежно, ответили мне. Трудно поспорить. Но, по крайней мере, столь волнующих умы определенных кругов людей зашифрованных шестерок там не будет? - поинтересовался я. - Только в случае, если таков, например, доход или сумма налоговых вычетов или же, наоборот, льгот...
А в целом обитель, в которой проходил семинар и в которой я не был лет десять, если не больше, когда там был разгром и груды мусора, неузнаваемо изменилась. И не только даже и не столько внешне. Чувствуется какой-то нездешний, ангельский свет добра и благости, исходящий из глаз насельниц, сотрудниц, служителей и даже... охранника с продавщицами. Когда находишься здесь, кажется, что время остановилось, не было последних ста лет, здесь все чинно и спокойно, и иногда представляется, вот-вот вдруг незаметно, ничем не выделяясь среди остальных сестер, смиренно, словно ангел милосердия, рядом тихо пройдет инокиня Елизавета Федоровна, поглощенная какими-то хлопотами и заботами об обители и о ближних... нет, не членъ Царствующаго Дома, а страдалица-монахиня, столько добра давшая людям и столько горя, вплоть до мученической смерти, натерпевшаяся от этих самых людей.

 

Pic 2

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЯ

 

ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕТСКОГО КЛУБА В ОПАСНОСТИ!
Руководитель детского Православного духовно-нравственного, историко-культурного и военно-патриотического клуба серьезно болен (сердце, позвоночник). Занятия в клубе прекращены. Для сохранения жизни, здоровья и продолжения занятий СРОЧНО необходимы диагностика, лечение и реабилитация.
Помогите, пожалуйста, собрать средства на лечение и вернуть педагога детям.
Пожертвования можно перечислять на карту 5469 3800 2853 0888
Дополнительная информация по тел. 8 985 307 20 62 Марина Викторовна
____________________________________________________________________

В Воскресную школу принимаются дети (в возрасте от 5 лет) на новый 2013/14 учебный год.
Обращаться по телефону 8-(915)-180-53-88 (Наталья Александровна)
____________________________________________________________________
ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ С 13 ДО 14 ЧАСОВ ПРИ  ХРАМЕ РАБОТАЕТ БИБЛИОТЕКА, РАСПОЛОЖЕННАЯ НАПРОТИВ ВХОДА В ХРАМ (д. 57, стр. 1) — ДОМ ПРИЧТА, ВХОД ПО СТУПЕНЯМ ВВЕРХ, ДВЕРЬ НАПРАВО, В ПОМЕЩЕНИИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ.
16 и 23 марта, в воскресенья, в рамках празднования юбилейного года прп. Сергия Радонежского в храме будут прочитаны лекции о нем. Начало в 12:30.
____________________________________________________________________
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
В нашем Храме в доме причта (д. 57 стр. 1 — помещение библиотеки и Воскресной школы) проводятся огласительные беседы для желающих принять Таинство Св. Крещения либо быть восприемниками (крестными) и всех, интересующихся основами Православного Христианского вероучения и богослужебной практики по субботам в 10:30 (для крещаемых в воскресенье) и по пятницам в 19 часов (для крещаемых в субботу). Прохождение огласительной беседы для Крещения является строго обязательным, не  участвовавшие в ней к Таинству не допускаются.
____________________________________________________________________
Просьба ко всем желающим оставлять записки, объявления, вопросы, просьбы, пожелания, предложения, заполненные анкеты  и т. п. материалы для публикации в газете или на сайте в синем почтовом ящике на стенде «Жизнь Прихода» в притворе справа при входе в Храм или направлять по эл. почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
ХРАНИ   ВАС    ГОСПОДЬ!