Март 2014

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

 

 

«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от  других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли пост, который Я избрал...? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единоверного твоего не укрывайся.

(Ис. 58:3-8)

 

В пятницу первой седмицы Великого поста, 7 марта, наш храм посетил прот. Александр Абрамов, благочинный Покровского округа центрального викариатства Москвы. Была отслужена полагающаяся по Уставу великопостная, с поклонами, Литургия Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве совершен молебный канон вмч. Феодору Тирону (ок. 306 г.) и благословение колива. Всем известна история из его жития, связанная с попыткой римских властей уже после смерти великомученика, при имп. Юлиане, лишить Христиан во время поста пропитания путем окропления продававшейся на рынках еды идоложертвенной кровью, возникновением этого самого колива (вареной пшеницы с мёдом), посему не будем повторять её вновь и вновь.

 

По окончании службы прот. Александр обратился к пастве с трогательной проповедью, посвященной Великому Посту. Особенно запомнился его вопрос к присутствующим, приведший нас в некоторое замешательство. «Чего же больше всего хочет от нас Христос?» — вопрошал Благочинный. Памятуя о посте, «покаяния!» — первое, что пришло в голову. Нет, напомнил он слова Апостольские, что «Богъ любы есть», не покаяния прежде всего Он хочет, а любви.

 

Еще одним ярким моментом его проповеди можно назвать показавшееся многим парадоксальным уподобление Св. Четыредесятницы... установленной еще Ветхозаветной Церковью десятине. Да, если считать число дней в году, делённое на десять, а из дней, составляющих Великий Пост, вычесть праздничные и воскресные дни, получится практически одинаковое число дней... Этот мотив восходит к творениям Свт. Григория Великого (Двоеслова) (604), Папы Римского, который называл Великий Пост, составляющий примерно десятую часть от числа дней в году, «духовной десятиной года». Стало быть, Пост — это наша посильная десятина, небольшая лепта, которую мы стараемся принести в эти спасительные дни. Вот такая неожиданная арифметика спасения, связь веков и тысячелетий. И действительно, Тому, Который Сам есть любовь, нужно от нас не некое формальное и хладнокровное перечисление грехов по бумажке, о чём говорил о. Андрей Михайлов, а именно деятельная любовь.
Благочинный обратился с добрыми словами и пожеланиями ко священству храма и, прежде всего, к о. Настоятелю.

 

ris1

Великий пост установлен в воспоминание о том, что Господь постился в пустыне сорок дней. Место это сохранилось и по сей день. Там имеется небольшой монастырь, где, во время нашей поездки в Св. Землю монахиня показывала ту самую пещеру, где молился Христос, а также по-русски рассказывала об оказавшихся неудачными попытках, несмотря на благословение Иерусалимского Патриарха, ввести для Православных евреев Литургию на иврите.

 

Как славянское слово «четыредесятница», так и латинское «quadradesima» восходит к греческому τεσσαρακοστή (сороковой), откуда, вероятно, происходит и русское «сорок», отсутствующее в праславянском и большинстве родственных русскому языках.

 

Отцы и Учители Церкви уже в 5-м веке указывали на древнее происхождение Великого Поста, возводя его к Апостольским установлениям. Так, Лев Великий упоминает об «Апостолами установленных сорока днях поста». Аналогичного же мнения о древней укорененности Св. Четыредесятницы придерживается и Блж. Иероним.

 

Действительно, еще в Апостольские времена Воскресение Христово праздновалось еженедельно, в том числе, естественно, и в воскресенье после иудейской Пасхи. Мы знаем, что между христианами разных областей велись споры о том, праздновать ли Пасху совместно с иудейским Песахом или же в воскресенье после него. По мере распространения Христианства и утраты им связи с иудейством вопрос стал ставиться шире, а именно - как правильно вычислять день Пасхи. Первый Вселенский Собор в Никее поставил точку в пасхальных спорах, возникших вновь лишь при григорианской календарной реформе. Следовательно, можно с полной уверенностью утверждать, что с этих времен и поныне, как Пасхалия, так и время Великого Поста единообразно отсчитывается во всех Православных Церквах.

 

О древнем происхождении Четыредесятницы, помимо деяний Никейского собора, известно и из творений Афанасия Великого, который в 331 г. говорил о сорока днях, завершающихся Святой седмицей великого праздника Пасхи. Также Афанасий Великий писал из Рима в Александрию о Четыредесятнице как о повсеместной практике: «Но, возлюбленный, ...убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселью».

 

Богослужение во время Св. Четыредесятницы отличается от обычного: по понедельникам, вторникам и четвергам литургии по Уставу не положено (если нет праздника), а читаются и поются часы; по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров; по субботам и в Вербное воскресенье служится Литургия Свт. Иоанна Златоуста, а по воскресеньям (кроме Вербного) Литургия Василия Великого.

 

1-я седмица (неделя) Великого поста называется Феодоровой неделей. В понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается по частям Великий покаянный канон прп. Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве молебный канон вмч. Феодору Тирону (откуда название первой недели Поста) и совершается благословение колива, о чем мы уже говорили немного выше.

 

 

Торжество Православия

 

 

19 февраля 843 г., пришедшееся на первое воскресенье Великого Поста, имп. Феодора во исполнение решений 7-го Вселенского Собора против иконоборцев устроила в константинопольском соборе Св. Софии торжествоτο θρίαμβο της Ορθοδοξίας (триумф Ортодоксии). После этого уже никто не дерзал восставать на Св. Иконы, вплоть до эпохи Реформации. При этом важно понимать, конечно, что Православное, т.е. правильное, свободное от догматических ошибок и заблуждений Христианство, отнюдь не сводимо лишь к иконопочитанию. Вероятно, именно поэтому Чин Торжества Православия (Последование в неделю Православия) был дополнен текстами, содержащими Православные догматы. Также в тексте провозглашалось торжество Церкви над всеми существовавшими и осужденными ересями, Символ Веры, постановления семи Вселенских Соборов, возглашалась Вечная Память почившим и Многая Лета живущим поборникам Православия, равно как анафема еретикам.

 

В России чин Торжества Православия был введён в XI веке прп. Федосием Киево-Печерским по греческому образцу. Первое московское печатное издание в Триоди Постной в 1656 г., среди прочего, содержало 20 анафемаствований и аж 4 тысячи лиц, включая государственных преступников, считавшихся еретиками.

 

В 1766 г. Св. Синод в духе времени принял новую редакцию «Последования в неделю Православия», исключавшую как многих лиц, которым возглашалась Вечная Память, так и многих преступников и ересиархов, подлежавших анафеме. Чин был обязателен для всех епархий и совершался только епархиальным епископами в кафедральных соборах. Тогда же была включена политизированная анафема помышляющим «яко православнии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Св. Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливается». Чин совершался после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед аналойными иконами Спасителя и Пресв. Богородицы. В 1801 г. чин анафемаствования был сокращён - в нём перечислялись только собственно ереси без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников оставлены только Г.Отрепьев и И.Мазепа. Синодальная редакция 1869 г., просуществовавшая до февраля 1917 г., содержала 12 анафематизмов, причем были опущены все имена, а в 11-й анафематизм вставлена фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей». По определению Св.Синода № 1495 от 2 (15) апреля 1902 г. в храмах сельских и городских (но не кафедральных соборах) стало совершаться «Последование молебнаго пения об обращении заблудших, певаемаго в неделю Православия и во иных случаях» без анафематизмов. В современной практике РПЦ МП возглашается Вечная память всем скончавшимся защитникам веры православной, а Многая лета — здравствующим верным. Что касается анафем, вероятно, после того, как в 1918 г. под анафему Свт. Тихона попала советская власть со всеми ее приспешниками, творящими «беззакония гонителями веры и Церкви Православной», совершающими «кровавые расправы» и избиения «ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей» «с неслыханною доселе дерзостию и беспощадною жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности» «извергами рода человеческого», в 1919 году анафемаствования вовсе прекратились в русской богослужебной практике, во всяком случае, на территориях, подконтрольных Кремлю. Сейчас Чин полностью, с анафемаствованиями и добавлениями к ним совершается в ныне канонически единой с МП РПЦ Заграницей, Архиерейский Собор которой, между прочим, в 1970 г. провозгласил анафему Ульянову-Ленину.


Современной истории известно и снятие некогда соборно наложенных анафем, среди которых интересно отметить оставшееся, к сожалению, односторонним, решение об отмене клятв 1667 г. на старообрядцев (до сих пор считающих нас неправославными «никонианами») Поместным Собором 1971 г., а в международной практике - двустороннее снятие клятв и анафем 1054 г. Вселенским Патриархом Афинагором и Папой Римским Павлом VI в Иерусалиме в 1964 г.

ris1

 

 

  

15 марта Св. Церковь совершала память знаменательного в истории явления Иконы Божией Матери, именуемой Державная. Явился этот образ в 1917 году, изображая Царицу Небесную как земную Государыню, охраняющую народ и страну, восседающую на оставленном царями земными престоле Российском. Произошло это удивительное событие в храме Вознесения в Коломенском. Некоторое время до того крестьянка слободы, ныне московского района Перерва Евдокия Адрианова неоднократно видела во сне белую церковь, а также слышала требования найти некую чёрную икону и сделать её красной. Узнав о храме, она рассказала о своих снах его настоятелю. После продолжительных поисков в подвале церкви была найдена большая, почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, державшей в Своих руках царский скипетр и державу. В письме Св. Синоду будущий Патриарх Свт. Тихон указал: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения прот. Страховым, икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего в Вознесенской церкви ранее нынешнего...»

 

Произошло это 2 (15) марта, в тот самый день, когда имп. Николай II (Актом об отречении Государя Императора Николая II от престола Государства Российского за себя и за сына в пользу Великого Князя Михаила Александровича) сложил с себя полномочия конституционного монарха. Днем позже Михаил (Актом об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти и о признании им всей полноты власти за Временным Правительством) таковую власть восприять оказался не готов, прося всех граждан Державы Российской подчиниться «Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное Собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».

 

9 (22) марта Св. Синод обратился ко всероссийской пастве с Обращением «Свершилась воля Божия», в котором благословлялись «труды и начинания Временного Российского Правительства», призывалось водительство Божие - «да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения». К сожалению, ничего из перечисленного осуществить не удалось.
Возвращаясь к дням нынешним, хотелось бы особенно отметить, что по воскресеньям, в отличие от будних дней, в Пост наш храм бывает переполнен молящимися и особенно желающими причаститься — что называется, яблоку некуда упасть. В такие моменты как никогда чувствуется наша христианская сплоченность и единство. Насколько позволяет формат данного издания, лишь вкратце отметим здесь основные вехи Поста 2014 г.

 

16 марта отмечалась Вторая Неделя Великого поста и память свт. Григория Паламы.

 

23 марта Церковь отметила Третью Неделю Великого поста, Крестопоклонную. После Великого славословия на утрени из алтаря для поклонения выносился Св. Крест. Следующая за Неделей (воскресеньем) 4-я седмица Великого поста называется Крестопоклонной, а её среда есть Преполовение Св. Четыредесятницы; с этого дня до Великой Среды на Литургиях Преждеосвященных Даров добавляется прошение «О готовящихся ко святому просвещению» (крещению), в память об обычае древней Церкви принимать своих новых членов на Пасху.


30 марта Четвёртая Неделя — переходящая память прп. Иоанна Лествичника. В четверг 5-й седмицы на утрене целиком читается Великий Покаянный Канон Св. Андрея Критского, а также житие прп. Марии Египетской. На утрене субботы торжественно читается Акафист Пресвятой Богородице. Это празднование было установлено в память о спасении Константинополя от нашествия варваров, (среди которых были и тогдашние язычники-славяне) в 626 г.


6 апреля Пятая Неделя — Предпразднство Благовещения Пресв. Богородицы, память прп. Марии Египетской, а 7 апреля (25 марта по юлианскому стилю) отмечается непереходящий двунадесятый праздник Благовещения Пресв. Богородицы и в тот же день — преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1925), великого молитвенника нашей земли, много пострадавшего от богоборческой власти.


Шестая седмица — седмица ваий, в пяток (т.е. пятницу) которой и завершается собственно Св. Четыредесятница; суббота ее — Воскрешение праведного Лазаря (Лазарева суббота). И, наконец, 13 апреля отмечается Шестая Неделя, ваий, цветоносная, она же Пальмовое (в наших широтах Вербное) Воскресенье, Вход Господень в Иерусалим.


В Великий Понедельник 1 (14) апреля, начинается уже Страстная седмица — время особого сосредоточения и воспоминания полных драматизма последних дней земной жизни Спасителя перед Его распятием, положением во гроб и славным Воскресением апрельским днем предположительно 30 г.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ЦЕРКОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ

 

 27 марта группа прихожан, возглавляемая о. Алексием Кузнецовым, навестила пациентов Первого госпиталя для ветеранов войн на Дубровке. 28 человек, буквально плача от радости, причастились Св. Христовых Тайн.

 

Нам - 3 года!

 

Вероятно, вряд ли кто-нибудь теперь уже вспомнит, но Великим постом 2011 года вышел первый номер приходской газеты «Служение Милосердию». Поначалу была мысль попросту назвать ее «Служение», но Батюшка подсказал уточнение в том смысле, что служение может быть разным, например, в армии и т.п.


Мы далеки от мысли как-то возвеличивать роль этого издания в нашей приходской жизни или делать сейчас некий формальный отчёт, лишь вкратце перечислим то, что, по нашему представлению, удалось сделать за этот период:


– это была первая попытка, что называется, выйти на публику, завести диалог. Сейчас, когда функционирует сайт со ссылками на группы в Контакте, Твиттер, такой диалог ведется на более высокотехнологичном и чаще актуализируемом уровне. Но, разумеется, не все имеют компьютеры и (или) умеют с ними свободно обращаться. Именно для этого случая мы размещаем номер газеты на доске «Жизнь прихода».


– одной из основных целей издания газеты являлось проведение добровольного анкетирования, результатом чего стало создание нашей замечательной группы самоотверженных волонтеров Церковного социального служения,


– а также ставшим уже привычного вещевого склада для нуждающихся.

 

Конечно же, это совсем не много и, вероятно, далеко не всё, чтобы мы могли и хотели бы сделать. Но если хоть один человек оставил свое письмо или заполненную анкету (а таковых насчиталось около сотни), позвонил по указанному телефону, пришел добровольно помогать на складе или сделал пожертвования, значит уже все это начиналось «не напрасно, не случайно» и, осмелимся надеяться, не впустую. И, разумеется, мы всегда рады услышать Ваши пожелания, предложения, соображения и т. п. по поводу совершенствования такой деятельности.

 

ОБЪЯВЛЕНИЯ

________________________________________________
ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ С 13 ДО 14 ЧАСОВ ПРИ  ХРАМЕ РАБОТАЕТ БИБЛИОТЕКА, РАСПОЛОЖЕННАЯ НАПРОТИВ ВХОДА В ХРАМ (д. 57, стр. 1) — ДОМ ПРИЧТА, ВХОД ПО СТУПЕНЯМ ВВЕРХ, ДВЕРЬ НАПРАВО, В ПОМЕЩЕНИИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ.
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
В нашем Храме в доме причта (д. 57 стр. 1 — помещение библиотеки и Воскресной школы) проводятся огласительные беседы для желающих принять Таинство Св. Крещения либо быть восприемниками (крестными) и всех, интересующихся основами Православного Христианского вероучения и богослужебной практики.

Беседы проходят по четвергам в 18:30 (для крещаемых в субботу) и по пятницам в 18:30 часов (для крещаемых в воскресение). Прохождение огласительной беседы для Крещения является строго обязательным, не  участвовавшие в ней к Таинству не допускаются. Средняя продолжительность беседы 2 часа.

________________________________________________
На складе Храма имеются 2 инвалидные коляски.  Предоставляются нуждающимся безвозмездно строго по предъявлении медицинского назначения, удостоверения личности пациента.
Просьба ко всем желающим оставлять записки, объявления, вопросы, просьбы, пожелания, предложения, заполненные анкеты  и т. п. материалы для публикации в газете или на сайте в синем почтовом ящике на стенде «Жизнь Прихода» в притворе справа при входе в Храм или направлять по эл. почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

 

ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!