Страшные находки
Начиная с 1993 г. при проведении ремонтных работ вокруг Храма, у северной и южной стен и в подвале зимнего храма (трапезной) были обнаружены человеческие кости, среди которых выделялись черепа с пулевыми отверстиями. Кладбища до XVIII в. были при всяком храме, где хоронили его прихожан. Как мы отмечали в начале нашего повествования, Москва представляла собой конгломерат сел, слобод, в каждом из которых имелась своя приходская церковь с погостом.
Как отмечалось, исторически захоронения на территории Москвы производились сперва неподалеку от языческих капищ (вначале финно-угорских, которых сменили племена балтской (летто-литовской) группы, затем славянских, вятических), а затем на погостах у приходских церквей древних сел и городищ. Таких приходских кладбищ насчитывалось к XVII в. в тогдашних границах города порядка 300 у каждой церкви, но эпидемия чумы и бунт 1770—71 гг. побудили Сенат принять решение о запрете дальнейших захоронений на территории города, за исключением монастырей.
Наличие захоронений в подвале подтверждается и реставраторами-добровольцами, работавшими в 1980-е гг., еще до возвращения Храма Церкви. Это можно объяснить тем, что после ликвидации кладбища и расширения площади нового храма срытые захоронения оказались частично под землей вокруг храма, частично в подвале вновь выстроенного храма. Также это подтверждается и обнаружением при ремонтных работах в 2010 г. в подвале летнего храма костей и надгробий, относящихся к XVII—XVIII вв. На одном из таких надгробных крестов прочитывается надпись церковным шрифтом: ПРЕСТАВСЯ МИХЕЙ КУЗМИНЪ СНЪ ПЛОТНИКЪ.
Но среди этих захоронений также были, как и в 1990-е гг., обнаружены простреленные черепа, фрагменты одежды и обуви XX в. Очевидно, НКВД, заметая следы своих злодейских преступлений перед народом, зарыл останки жертв среди старых могил. Это тем более неудивительно, если учесть, что чекисты еще в 1918 г. облюбовали близлежащий Андроников монастырь, устроив там концлагерь.
Последнее открытие произошло 16 февраля 2010 г. при взломе перегородки в подвале Храма, где останки конца 1930-х гг. (там же — окурки и т. п., по этическим соображениям мы не публикуем эти жуткие фотографии) были перемешаны с древними захоронениями. Многие монастыри и храмы, особенно с глубокими подземными пространствами, использовались как подвальные чекистские расстрельни, места и захоронения останков жертв террора. Нам не удалось достоверно установить из имеющихся доступных нам источников, совершались ли преступления в самих храмовых помещениях или же сюда свозили и закапывали тела из других мест расправы. Но тайное все равно неизбежно когда-нибудь становится явным.
Коммунистам еще с 1919 г. запрещено было исповедовать Христа. Св. Церковь же, напротив, являя смирение и снисхождение, не гнушалась заблудших, пеклась и молилась о вразумлении, наставлении и спасении отпавших от веры, в том числе и своих гонителей.
Репрессии прокатились по всей стране, не миновав и дом № 57 (бывший и нынешний дом причта) по Николоямской улице. Репрессированы были жители кв. 32, 36 (Кузьмин Николай Васильевич, 1899 г. р., певчий Храма, расстрелянный 31.10.1937 г. в Бутове), кв. 37.
Но, несмотря на все зверства большевиков, советскому режиму не удалось сломить Православную веру русского народа.
«Замучены были, дабы получить воскресение»
«Всем чадам Русской Православной Церкви, за Веру пострадавшим».
Поминальный Крест убиенным, замученным и пострадавшим
от богоборческой власти «в лютую годину гонений на Церковь
за веру Христову». Установлен вблизи места обнаружения
останков жертв советского режима