Ремонт ноутбука своими руками. Быстрый и гарантийный ремонт ноутбуков. Срочный ремонт ноутбуков. Ремонт компьютеров на дому. Быстрый ремонт компьютеров своими руками. Настройка и ремонт компьютеров. Java уроки для начинающих. Лучшие java уроки. Учим язык Java с нуля. Обзор смартфонов samsung. Качественный обзор смартфонов samsung galaxy. Обзор смартфона samsung galaxy s4. Фото картинки приколы. Самые новые картинки приколы. Лучшие приколы картинки. Скачать аддоны для wow. Самые новые аддоны для wow скачать. Скачать аддоны для wow быстро и без реги. Видео уроки python. Лучшие python уроки. Учим язык python с нуля. Скачать шаблоны для Joomla. Самые новые joomla шаблоны. Бесплатные шаблоны для Joomla.
Храм сегодня
Духовенство
Храм сегодня - Галерея
История
Начало
Рогожская слобода
Древняя и средневековая история
XVII-XVIII вв.
XIX в.
Вызов небу восставшего зла
Страшные находки
Мифы и Легенды (Видео)
Новомученики
Священномученик Петр (Никотин)
Мученик Виктор (Фролов)
Священник Константин (Гусев)
Мученик Иоанн (Малышев)
Мученик Николай (Кузьмин)

XVII-XVIII вв.

Так или иначе, первый деревянный Храм прп. Сергия был построен в Рогожской Ямской слободе (или в Гонной) в начале XVII в. Об этом свидетельствует писцовая книга 1628 г., сообщающая, что в 1627 г. цер­ковь была обложена (т. е. уже существовавшая до этого) данью «дере­вянного церковного строения ямских охотников» с главным престолом Живоначальной Троицы и приделом прп. Сергия.

В XVII в. район Рогожской слободы активно застраивается, также здесь резко возрастает и плотность населения. Кроме Ямской слободы, здесь очень компактно были расположены различные ремесленные сло­боды, у многих из них имелся свой храм. Именно по этой причине бук­вально напротив нашего Храма стоит храм Святителя Алексия, осно­ванный в начале XVII в.

В 1720-е гг. деревянную Сергиевскую церковь сменяет каменный храм, о чем свидетельствует первое упоминание о каменном храме, от­носящееся к 1722 г., и последующее, к 1727 г. Главный престол храма был освящен в честь Святой Троицы. Вероятно, по причине наличия в Москве большого числа храмов — называвшихся Троицкими, этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящен в приделе. На выбор названия, несомненно, ока­зал влияние расположенный рядом Спасо-Андроников монастырь, пер­вым игуменом которого, как мы отметили в самом начале, был ученик преподобного.

В конце века Москву постигла беда. Солдаты, возвращавшиеся с Русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 г. в Первопрестольной началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771-го. По рассказу очевидца, «народ умирал ежедневно тысячами»; фурманщики, или, как их тогда называ­ли, «мортусы», в масках и вощаных плащах длинными крючьями таска­ли трупы из выморочных домов, другие поднимали на улице, клали на телегу и везли за город».

По распоряжению графа Г. Орлова, командированного в Москву для организации борьбы с «моровою язвою», все кладбища в черте города были закрыты, за исключением монастырских. Умерших хоронили на погостах подмосковных деревень, в братских могилах.

В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих. Эти особые кладбища, известные с 1718 г., принадлежали староверам-поповцам, приемлющим священство. Одно находилось у Серпуховской Заставы, другое — у Тверской Заставы. Вместо двух закрытых кладбищ поповцам выделили для захоронения умерших от эпидемии землю в трех верстах от Рогожской Заставы, направо от Владимирского тракта, на землях, принадлежавших ранее крестьянам деревни Ново-Андроновка. По Рогожской Заставе оно и получило название Рогожского, а по хра­мам, богадельням, кельям, приютам, больнице и т. п., выстроенных во­круг него, — и сам Рогожский старообрядческий поселок.

В 1742 г. по соседней площади — Рогожская Застава — прошла та­моженная (с 1806 г. — юридическая, с 1864-го — между территориями, подведомственными юрисдикции двух органов местного выборного са­моуправления — Московской городской думе и земству) граница Мо­сквы. Линия Камер-Коллежского вала, устроенная для упорядочения оплаты пошлин, взимаемых Камер-коллегией (аналог министерства по налогам и сборам), которой и было поручено строительство вала, почти два столетия являлась границей городской площади. Камер-Коллежский вал, опоясавший Москву 32-верстным кольцом с шестнадцатью застава­ми, оборонительной функции уже не имел, как, например, обведенный в 1638 г. Земляной вал, а служил для таможенного контроля за ввозом в Москву товаров. Как некогда совпадавший с ним в основном конту­ром Компанейский вал 1731 г., устроенный по инициативе компанейщиков — откупщиков вина — для недопущения нелегального беспошлин­ного провоза в Москву спиртных напитков. На заставах, оснащенных башнями и таможенными помещениями по обе стороны дороги, про­верялись подорожные и ввозимый товар для обнаружения контрабанды, главным образом водки, за провоз которой платилась пошлина. Валы и заставы до сих пор оставили о себе память в московской топонимике.

 karta253 small

Карта Москвы 1836 г. В окружении Камер-Коллежского вала

В 1754 г. с отменой внутренних таможен заставы приобрели чисто полицейское значение (там расположились полицейские посты для па­спортного контроля въезжающих), и у некоторых из них, в том числе одной из самых больших — Рогожской, — возникли рынки. Застава (как местность) стала быстро заселяться и застраиваться. В рогожских улицах появились постоялые дворы, новые дома, мелкие мастерские, торговые помещения. Заставы ликвидировали в 1852 г., а валы срыли ко второй половине XIX в. как потерявшие смысл и мешавшие транс­порту.

Вплоть до середины XIX в. Влади­мирская дорога, шедшая от заставы, сохраняла свое важное торговое значе­ние, однако оставалась далекой окраи­ной Москвы. На верстовом столбе, установленном в1783 г., была высечена надпись: «От Москвы две версты».

dve verstyОколо Рогожской Заставы долгое время был этап, где собирали из тюрем для пересчета отправленных в Сибирь арестантов. Здесь их выстраивали: впереди — каторжных в кандалах, с наполовину обритыми головами, с закованными руками и ногами, да­лее — в ручных кандалах, за ними — без кандалов. Следом шли возы с женами, ехавшими за арестантами, детьми и больными.

Касаясь тезиса о некоей исконности старообрядчества в местности, окружающей Храм, необходимо заметить следующее. Охватывая терри­торию в 178 гектар между Таганкой и Рогожской Заставой, Рогожская слобода действительно издавна была известна сильными консерватив­ными, идущими от старообрядчества, жизненными устоями. Но по­скольку слобода, как и ее храмы, изначально возникла еще до раскола, вызванного реформами патриарха Никона, Рогожскую Ямскую слободу некорректно называть ни как исконно старо-, ни новообрядческой — таких же обрядов придерживалось и остальное население не только в округе, но и повсеместно.

Да, купеческая Рогожская слобода отличалась строгим консерватив­ным укладом жизни и нравами. Например, дочери из купеческих семей целыми днями сидели за занавешенными окнами, вышивали и пряли, а если и читали, то только часослов: читать книги, напечатанные граж­данским шрифтом, считалось чуть ли не греховным занятием. По суббо­там в этом патриархальном районе Москвы всей семьей ходили в баню (а семьи здесь, как правило, были очень большими), а затем устраивали большое семейное чаепитие за медным самоваром.

Таким образом, действительным духовным центром старообрядче­ства становится кладбище за валом и храмы рядом с ним за пределами Рогожской слободы в 1784 г. Рогожская старообрядческая община со­вместно с Преображенской являлись крупнейшими старообрядческими общинами у восточных границ Москвы. С тех пор старообрядцы стали селиться в окрестностях кладбища и своих храмов. Иными словами, существующая ныне Рогожская старообрядческая община (поселок) образовалась уже после заселения Рогожской слободы ямщиками.